Принцип работы и устройство противосажевого фильтра ⋆ Avtoboss
sageviy-filtr

Принцип работы и особенности эксплуатации противосажевого фильтра (фильтра частиц)

В этой статье мы разберем зачем нужен сажевый фильтр в дизельном автомобиле. 

В наше время Европа, да и весь мир начинает бороться за экологию, а именно за уменьшение вредных выбросов в атмосферу. Так как при работе дизельного двигателя — топливная смесь сгорает не полностью и оставшиеся частицы попадают в атмосферу, при этом нанося вред человеку и окружающей среде. Для уменьшении выброса сажи и придумали сажевый фильтр, с англ.- Diesel Particulate Filter (DPF) и как у нас его еще называют — фильтр частиц.

Где расположен сажевый фильтр?

Сажевый фильтр, автопроизводители обычно устанавливают рядом с нейтрализатором либо объединяют их воедино. Находиться он должен максимально близко к выпускному коллектору, чтоб обеспечивать фильтрацию на максимально высоких температурах отработавших газов. Применяется только на дизельных автомобилях, а отличается от катализатора исключительно тем, что фильтруются только частицы сажи.

Сажевый фильтр состоит из следующих элементов:

  • Матрица. Изготавливается из карбида кремния(керамики) и сделана как система тонких каналов. Которые в разрезе имеют форму квадрата или восьмиугольника. Стенки имеют пористую структуру, а торцы ходов закрыты попеременно. Благодаря этому сажа задерживается внутри и оседает на стенках каналов.
  • Корпус. Изготавливается из металла и имеет вход и выход.
  • Два датчика измерения давления ( на входе и выходе).
  • Датчики температуры (на входе и выходе).

Эксплуатация сажевого фильтра и особенности его работы.

Загрязнения при работе двигателя оседают на стенках матрицы, в результате чего выхлопные газы становятся чистыми и не содержат сажи. со временем эти маленькие ячейки забиваются и препятствуют прохождению выхлопных газов. Поэтому и исчезает мощность двигателя, пропадает тяга, при езде с забитым сажевым фильтром кажется что его держат за «жопу». Если появляются такие симптомы — необходимо ехать на компьютерную диагностику и смотреть массу сажи в фильтре, а потом выяснять чистить его или заменять.

Срок службы сажевого фильтра зависит от многих факторов, а именно качество топлива, условия эксплуатации, состояние ДВС, состояние турбины и пр. Обычно все сервисы и производители рекомендуют выполнять проверку состояния фильтра частиц каждые 100 тыс. км. Но в особенностях нашей страны — лично мой совет- проделывать проверку каждые 50 тыс. км. Чтоб Diesel Particulate Filter меньше забивался — необходимо регулярно выполнять регенерацию сажевого фильтра и своевременно (без провтыков) производить замену масла в двигателе.

Виды и способы регенерации.

Регенерация представляет собой процедуру сжигания сажи, которая оседает на матрице и производится исключительно для удаления сажи из фильтра. Регенерация бывает трех видов:

  • Пассивная — осуществляется за счет значительного повышения температуры отработавших газов. Это реализуется путем повышения оборотов до максимальной нагрузки( к примеру движение по трассе на высоких оборотах не менее 15 минут) или добавление в топливо химических присадок, которые снижают температуру сгорания сажи.
  • Активная — необходимо производить когда уже обычная работа двигателя уже не обеспечивает пассивную регенерацию. Для этого принудительно повышают температуру на некоторое время. Делается это за счет позднего или дополнительного впрыска топлива на такте выпуска, присадками в топливо, электронагревателями. Включается этот режим регенерации в основном компьютерной диагностикой.
  • Химическая чистка — в сажевый фильтр через датчик температуры заливается химия, которая как бы вымывает все частички изнутри, конечно этот способ менее эффективен как предыдущий, но тем не менее мы им уже несколько раз пользовались ( под статьей будет видео).

Но не забывайте что частый прожиг разрушает керамическую матрицу и вскоре она придет в негодность. Стоимость сажевого фильтра очень высока.

Какое масло выбирать для дизеля?

Неподходящее и низкокачественное масло дополнительно загрязняет ячейки фильтра. При работе двигателя оно сгорает вместе с топливом  и если полностью не сгорает, то блокирует работу системы очистки выхлопных газов.

Для автомобилей и их моторов. которые оборудованы сажевыми фильтрами, Ассоциация Европейских автопроизводителей установила определенный стандарт масла, которое удовлетворяет экологическим стандартам от Евро — 4 и выше.Моторные масла которые имеют допуск для сажевых фильтров  — получили маркировку с(С1,С2,С3,С4). Эти масла специально предназначены для автомобилей с системами очистки выхлопа. Состав данных масел способствует продлению жизни сажевого фильтра.

Можно ли удалить сажевый фильтр?

Большинство автолюбителей интересуются данным вопросом, желая при этом сэкономить и избавится от постоянных ошибок на приборной панели. Удалить его можно такими способами:

  • Вырезание сажевого фильтра. Механическим путем его вырезают, при этом незначительно повышается мощность двигателя, но при этом ЭБУ выдает ошибку неисправности двигателя, поэтому следующий способ устраняет это.
  • Изменение прошивки в ЭБУ. Делается это способом отката прошивки до более старой версии, в которой не было сажевого фильтра. Без спец оборудования и навыков в этой отрасли — даже не думайте лезть туда самостоятельно.
  • Установка эмулятора сажевого фильтра. без изменения прошивки. Эмулятор как бы копирует работу сажевого фильтра, но на самом деле его нет.

Не забывайте о том что скоро вернется техосмотр, и там будет проверятся все. даже соответствие выхлопа на загрязненность, без сажевого фильтра этот показатель будет завышен, скорее всего без взятки ТО и не пройдется. Поэтому советую Вам проводить регенерацию почаще, не допуская при этом полного загрязнения. В нормах токсичности Евро-6 уже устанавливаются SSR катализаторы, работающее на мочевине.

Scroll Up